Конференция в Тбилиси: Турецкую армянофобию загасила армяно-азербайджанская теплота

16.11.2011 at 20:54 Оставьте комментарий

я, Асмик, Ваге(фото-издателство "Сиеста")

«Что по-грузински означает «андзрев?», — спрашиваю у Алекса. «Дрочить, а по-армянски?». «Дождь. Значит, когда идет дождь, небо дрочит на нас».  Это стало еще одним проявлением кавказской идентичности – из сотрудничества двух языков создалась истинная причина дождя. И когда вечером писатель и интеллектуальный тамада Зураб Коромидзе вручил мне сертификат «За вклад, внесенный в кавказскую литературу» и рассыпал такие хвалебные слова в адрес переведенной на английский моей новеллы, одного процента которых я не удостаивался в Ереване,-чаще мне приходилось слышать — Ваан-джан, что за чушь ты написал?», что я почувствовал себя действительно достойным этого сертификата.  Фактически, я стал Саят-Новой.

Но при этом Зураб сказал – нет, Ваан, ты неправ, не только язык подтверждает идентичность, так или иначе существует кавказская идентичность. Возможно, я опоздал на конференцию и не принял участие в утренней бане, в которой писатели — армяне, грузины и азербайджанцы приняли крещение на идентичность из рук азербайджанского кисачи.

Фестиваль в Тбилиси — Кавказская идентичность и литература. Организатор издельство «Фиеста». Из Армении — я, Ваге Будумян и Асмик Симонян. «Кетеван, я буду выступать на армянском», «Мы предоставим вам переводчика с армянского»,- в фейсбуковском письме любезно согласилась Кети. И 10 ноября в районе трех часов поблагодарил за приглашение переводчика Зою «поскольку для сохранения идентичности следует говорить только по-армянски, поскольку моя единственная идентичность – это армянский язык, как папа Карло сделал Буратино из полена, так и меня сделали из армянского языка.

Еще одна проблема идентичности. Я ехал из Турции, куда ездил писать очерки о амшенцах. Значит, амшенцы делятся на три группы – христиане, живущие в Абхазии и Краснодаре и являющиеся армянами. Остальные две группы живут в Турции- амшенцы – мусульмане, часть из которых говорит по-армянски на амшенском наречии, а другая часть – на турецком, то есть они мусульмане, говорящие по-турецки, но считают себя амшенцами.  Мы нормально общались с амшенцами- мусульманами, говорящими по-армянски и я спокойно собрал материал, а вот в той части, где жили говорящие по-турецки, материал собрать не удалось.  Я попросил одного амшенца – журналиста, говорящего по-турецки, написавшего две книги о амшенцах, познакомить меня с пекарем. Амшенцы славятся своим искусством выпечки хлеба. Он ответил – не стоит, если узнают, что вы из Армении, могут возникнуть серьезные проблемы. Ну хотя бы попытаемся. «Знаете, — ответил он, — я написал одну статью, где поставил вопрос – а были ли амшенцы армянами? После публикации в мой адрес посыпались угрозы, я был очень напуган, даже сказал, что если со мной что-то случиться, то это из-за этой статьи. Найти меня очень легко, меня могли убить точно так же, как убили Гранта Динка». Один пожилой крестьянин, увидев меня, приблизился ко мне с улыбкой и сказал – «не говори, что мы незнакомы, твое лицо мне очень знакомо». – «Вряд ли, — ответил я, — я из Армении». Крестьянин повернулся и вошел в дом. Ваге только что сказал – «формулировка культурной идентичности предполагает и формулировки «чужой» и «похожий», то есть думать и писать об идентичности связано со страхом. Можно внезапно выяснить, что, скажем,  для соседа именно ты являешься «чужим» . И как было сформировано (кажется, Зурабом) «без другого нет меня», так и без ненависти турок нет меня, нет моей армянской идентичности. «Моя мдентичность сформировалась благодаря ненависти турок к армянам, я ездил в качестве журналиста собирать материал, но меня принимают как армянина и эта ненависть формирует мою армянскую самобытность».

Кавказская идентичность. Когда во время конференция курят в холодном помещение

Азербайджанская поэтесса Рабига Назимзими увидела во мне агрессора, вырывающего из ее рук Карабах и выполнила свой долг по указыванию армянской делегации ее места – «сосед присваивает культуру соседа» (что она имела в виду? Армяне присваивают амшенцев? Не знаю). Модератор ее прервал, попытался смягчить ее возмущение, но Рабига не могла уступить азербайджанские позиции на международной арене – «до появления этого молодого человека все было хорошо, мы тихо и мирно обсуждали проблемы нашей общей кавказской идентичности (общую кухню, музыку), а он пришел и сказал очень опасную вещь о ненависти, не считаясь с тем, что у нас турецкие корни и сейчас в регионе налицо конфликтная ситуация».

Вечером я протянул Рабиге свою рюмку и в ней требование получить Карабах обратно уступило доброжелательности и, хотя и мрачно, потупив взгляд, чтобы не видеть налиты кровью глаза агрессора, тем не менее, она чокнулась со мной.

«За завтраком поздоровался с азербайджанцами, один еле кивнул в ответ, другой вообще не среагировал», — рассказываю на другой день Асмик и Ваге. «А вчера до той истории Рабига разоткровенничалась со мной, рассказала историю своей жизни, о том, что развелась с мужем, одна воспитывает ребенка, а теперь со мной вообще не общается», — сказала Асмик. Получается, я испортил армяно-азербайджанскую идиллию. Во время следующей встречи Асмик не повезет подарка своей азербайджанской подруге так, как во время одного семинара в Тбилиси один армянский журналист вез в армянские сигареты в подарок своему азербайджанскому коллеге. Но я вновь нашел свою идентичность, когда в литературном кафе переводчик с азербайджанского на грузинский азербайджанец Октар Казумов играл на пианино, а азербайджанские поэтессы пели «джу-джу-джуджалари». Я ожидал, что распахнутся двери и кудахтая в клетке появится Ну Погоди. Но он не пришел, бедный волк был советской иденичностью, Как ему было приходить, если СССР уже не существует?

Поиски кавказской идентичности увел нас в Музей оккупации, где опять представлено наше советское прошлое. Здесь свидетельства о репрессиях 1937 года лежали рядом с кадрами о русско-грузинской войне 2008 года. Ясно, что Саакашвили свою Цхинвальскую неудачу перекрывает 1937-м годом, спекулируя кровью жертв, мол, смотрите, я в Цхинвали не входил, я не хотел подчинить осетин и абхазцев, и концлагеря 1937 года и бомбежки Гори – дело рук одной империи.

Entry filed under: Essay. Tags: .

Հոկտեմբերի 27-ին այլ հայացք.«միայն հենվելով սեփական խիզախության վրա» Թիֆլիսյան կոնֆերանս. թուրքական հայաֆոբիայի հիշատակումը մարեց հայ-ադրբեջանցի ջերմությունը

Добавить комментарий

Trackback this post  |  Subscribe to the comments via RSS Feed


Рубрики

դրոշմ

Art DIY բար gay homosexual Literature ԱՄՆ Ամերիկա Արթուր Իշխանյան Արմեն Շեկոյան Արտյոմ Խաչատրյան Բյուրակն Անդրեասյան Բուզանդի փողոց Եհովայի վկա Զանգիլան Թուրքիա Ինքնագիր գրական հանդես Լաչին Լևոն Ջավախյան Լևոն Տեր-Պետրոսյան Կարեն Ղարսլյան Համշեն Հայ առաքելական եկեղեցի Հայկական ժամանակ Հնդկաստան Նաիրի Հունանյան Շուշան Ավագյան Ոսկե ծիրան Ռաֆայել Իշխանյան Ռաֆիկ Ժամկոչյան Ռոբերտ Քոչարյան Ռուբեն Մանգասարյան Ռուսաստան Սահակաշվիլի Սերժ Սարգսյան Սիրիա Վահե Բերբերյան Վիոլետ Գրիգորյան Վրաստան Տիգրան Սարգսյան Րաֆֆի Հովհաննիսյան Քաշաթաղ անմազ արձակ արվեստ արտագաղթ բանակ բանաստեղծություն գրականություն գրաքննություն երեխաներ երիկամի քար ժամանակակից արվեստ իրավունք լեսբուհի խղճի ազատություն կին կրթություն կրիշնայական կրոն հոգևորական հոկտեմբերի 27 հոմոսեքսուալ ձախ մարտի մեկ միասեռական շիշ հավաքող սահմանադրություն սեփականության իրավունք ցմահ դատապարտված փախստական փոքրամասնություն քաղաքականություն քաք ֆաշիզմ ֆիլմ

Enter your email address to subscribe to this blog and receive notifications of new posts by email.

Присоединиться к ещё 5 555 подписчикам

արխիվ

twitter-ը ցույց կտա վերջին թարմացումները

Follow Վահան Իշխանյան Vahan Ishkhanyan on WordPress.com

